Послушный огонь

Всем известно, что огонь полностью разрушает древесину. От большого сгоревшего полена в печи остается всего-навсего щепоть золы. Но еще в глубокой древности человек подметил, что разрушительная сила огня не только уничтожает дерево, но может и защитить его, если огненную стихию умело обуздать. Так, обожженные на костре столбы изгороди и стулья под нижний венец рубленой избы становятся стойкими к воздействию влаги и гнилостных грибков. Через многие столетия дошла до нашего времени обгоревшая древесина с древних пепелищ. Огонь часто приходил на помощь мастерам-корабелам при долблении из толстого деревянного кряжа лодки-однодревки. Вначале древний мастер выжигал древесину в определенных участках заготовки с помощью огня, а затем срубал теслом обуглившиеся и ставшие податливыми куски дерева.

Когда деревенский музыкант мастерил из кленового кругляша 184 жалейку,  раскаленная  металлическая  проволока заменяла  ему сверло. Накаленной на костре проволокой отверстие вдоль сердцевины прожигал он в несколько приемов.

Если кончик раскаленной проволоки приложить к древесине и тотчас же отнять, на ее поверхности появится темно-коричневая точка-подпалина с золотистым ореолом вокруг. Несколько таких точек, расположенных в определенном ритме, образуют простейшие узоры. На русском Севере ими украшались деревянные куклы — панки, которые вырезали в подарок девочкам, и коник — в подарок мальчикам. Раскаленной проволокой наносили узоры на деревянные посохи. Позднее на торце толстой проволоки стали вытачивать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, крестики и звездочки. Наносимые с помощью таких штампиков орнаменты стали более сложными и выразительными.

Гуцульские мастера-древоделы наряду с подобными штампами широко применяют специальные накатки, с помощью которых наносятся на древесину линии, состоящие из точек или параллельных штрихов. Прикладывая к древесине раскаленные штам-пики, народные художники из простых элементов научились составлять узоры, поражающие своей красотой и непосредственностью.

Меню сайта

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ СКЛЕИВАНИЯ

ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ

СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ

РАСКРОЙ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

ШЛИФОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

ВИДЫ ОБЛИЦОВЫВАНИЯ

ТЕХНИКА КОНТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К ОТДЕЛКЕ

ОТДЕЛКА КРАСКАМИ И ЭМАЛЯМИ

РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ

Деревянные художественные изделия

Древесина и древесные материалы

Фон в прорезной резьбе

Фрезерование прямолинейных кромок

гнутоклееные детали

измерение электропроводности древесины

Криволинейные детали

Лущеный шпон

Первый слой олифы

Пластинки с режущими кромками

Плоскорельефная кудринская резьба

приемы сушки древесины

пружинящий зажим

Работа над резьбой

ритмическое строение

Серебристая поверхность

скипидар




Copyright © 2011