Плетение из бересты

Задумав строить легкую пирогу, главный герой поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» обращается к березе с просьбой дать на ее постройку бересты.

Дай коры мне, о Береза! Желтой дай коры, Береза... Скинь свой белый плащ, Береза! Скинь свой плащ из белой кожи...

Совсем не случайно уподобляет Гайавата бересту плащу. Ведь береста, как универсальный плащ, защищает дерево от множества невзгод. Ее верхний белый слой отражает в знойные летние дни палящие солнечные лучи, не позволяя перегреваться стволу. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от проникновения в него влаги и гнилостных микробов, а в зимнюю пору — от лютых морозов. Летом живым клеткам древесного ствола необходим для дыхания кислород. Как же он проникает через прочную, казалось бы, непроницаемую бересту? Обратите внимание на узкие черточки, идущие поперек ствола. Это так называемые чечевички — своеобразные форточки, через которые дышит ствол. Летом форточки открыты, и через рыхлую ткань, заполняющую чечевички, свободно проходит кислород. На зиму они закрываются — рыхлая ткань чечевичек заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Из этого нетрудно сделать вывод, что более прочной береста бывает в весеннюю пору, когда ее чечевички еще закрыты. Крупные и мелкие, длинные и короткие чечевички образуют на бересте характерный рисунок, благодаря которому бересту не спутаешь ни с каким другим природным материалом. Они придают ей особую декоративность и выразительность. Например, в плетеных изделиях чечевички, идущие вдоль берестяных лент, подчеркивают ритмический узор плетева.

Другая особенность строения бересты заключается в том, что она состоит из множества тонких, но прочных и плотных слоев. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая ее толще. Молодой слой прилегает к стволу, а самый старый находится на поверхности коры. У бересты, снятой со ствола березы, внутренний молодой слой мастера называют лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевитую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет с зеленоватыми или коричневатыми оттенками. Обычно все свои изделия народные мастера изготовляют с таким расчетом, чтобы лицевая сторона всегда оказывалась снаружи. Береста — гибкий и пластичный материал, обладающий высокой прочностью. Она прекрасно режется и обрабатывается тиснением.

Меню сайта

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ СКЛЕИВАНИЯ

ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ

СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ

РАСКРОЙ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

ШЛИФОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

ВИДЫ ОБЛИЦОВЫВАНИЯ

ТЕХНИКА КОНТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К ОТДЕЛКЕ

ОТДЕЛКА КРАСКАМИ И ЭМАЛЯМИ

РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ

Деревянные художественные изделия

Древесина и древесные материалы

Фон в прорезной резьбе

Фрезерование прямолинейных кромок

гнутоклееные детали

измерение электропроводности древесины

Криволинейные детали

Лущеный шпон

Первый слой олифы

Пластинки с режущими кромками

Плоскорельефная кудринская резьба

приемы сушки древесины

пружинящий зажим

Работа над резьбой

ритмическое строение

Серебристая поверхность

скипидар




Copyright © 2011