§ 49. ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

Скульптурная резьба отличается от других видов резьбы тем, что может обозреваться с любой точки и должна представлять зрителю одинаково тщательно, интересно обработанные детали и всю поверхность. Выполнение скульптурной резьбы требует от резчика не только большого опыта и технического мастерства, но и большого композиционного чутья.

Приступать к выполнению скульптурной композиции следует после овладения всеми приемами геометрической, контурной и рельефной резьбы.

Резьба скульптуры малых форм может выполняться.за обычным столом или низким верстаком. Так, богородские резчики работают за низкими (высотой 60 см) верстаками, сидя на низких (высотой 35 см) скамейках и держа заготовку между коленями с упором на верстак.

Набор инструментов для выполнения скульптуры малых форм состоит из полукруглых стамесок (7—8 шт.) шириной от 1,5 до 4 см и специального ножа с широким полотном, скошенным под углом 30°, применяемого для отделочных операций.

Для резной миниатюры применяют разные породы древесины: липу, ольху, березу, осину, клен, грушу. Однако начинающему резчику лучше использовать липу. Древесина должна быть прямослойной, без пороков. В зависимости от размера изделия для резьбы используют целый чурак (часть бревна) или его половину, четвертинку. В первом случае заготовку опиливают сверху и снизу в размер изделия с припуском на обработку, затем с помощью топора придают ей форму параллелепипеда. Во втором случае чурак раскалывают топором пополам (по диаметру) или на четыре части, получая «горбушки». Так обычно делают богородские резчики. Полученная заготовка имеет с двух сторон прямые, а с одной — криволинейную ограничивающие плоскости. В такую форму хорошо вписываются фигурки человека и животных. В то же время при резьбе получается минимальное количество отходов материала.

При выборе заготовки необходимо также учитывать, что прочность древесины зависит от направления волокон: детали с продольным направлением волокон выдерживают наибольшее сопротивление изгибу и наименьшее — скалыванию. Нужно так ориентировать заготовку, чтобы тонкие детали изделия, которые могут сломаться, располагались вдоль волокон, а сечения, которые могут сколоться, — под углом к направлению волокон.

Меню сайта

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ СКЛЕИВАНИЯ

ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ

СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ

РАСКРОЙ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

ШЛИФОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

ВИДЫ ОБЛИЦОВЫВАНИЯ

ТЕХНИКА КОНТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К ОТДЕЛКЕ

ОТДЕЛКА КРАСКАМИ И ЭМАЛЯМИ

РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ

Деревянные художественные изделия

Древесина и древесные материалы

Фон в прорезной резьбе

Фрезерование прямолинейных кромок

гнутоклееные детали

измерение электропроводности древесины

Криволинейные детали

Лущеный шпон

Первый слой олифы

Пластинки с режущими кромками

Плоскорельефная кудринская резьба

приемы сушки древесины

пружинящий зажим

Работа над резьбой

ритмическое строение

Серебристая поверхность

скипидар




Copyright © 2011