129. Способ получения блочной мозаики

Родина блочной мозаики — Древний Восток. В XIV в. она проникла в Италию, где получила распространение и дальнейшее разви-

тие. Итальянские мастера склеивали в блок наряду с древесиной и другие материалы (кость, рог). Такая мозаика получила название чертозианской, так как ее особенно часто применяли в монастырях Ломбардии — чертозе. Геометрические узоры в виде звезд, лент или розеток служили для украшения различных предметов мебели. Получение мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы изготовления мозаики (инкрустация, интарсия). Кроме того, этот способ позволяет организовать серийное производство изделий, он может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

Маркетри — мозаичное украшение, выполненное из кусочков шпона разных пород древесины и наклеенное на украшаемую поверхность вместе с фоном мозаики. В маркетри объединены два процесса: интарсия — врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета и облицовывание — наклеивание всего набора на поверхность изделия.

Разные мастера применяли различные способы выполнения наборов в технике маркетри. При создании орнаментальных или сюжетных композиций, когда преобладающим по площади был фон мозаики, вставки врезали в фоновый шпон, предварительно наклеенный на основу. Набор типа паркета из повторяющихся прямолинейных геометрических фигур (паркетри) собирали путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную один к другому. После изобретения лобзика во второй половине XVI в. появился новый способ изготовления маркетри, при котором гнездо и вставку получают одновременно. Для этого листы шпона, подобранные для мозаики (обычно два-три), накладывают один на другой и скрепляют по краям клеем. На верхний лист шпона наносят рисунок мозаики. Снизу подкладывают дополнительный лист шпона для предотвращения вы-рыва волокон. Затем пропиливают лобзиком пачку по рисунку. Разъединив листы, вставляют в фоновый шпон вставки, вырезанные из других листов. Таким образом можно получить несколько вариантов мозаичных наборов, различных по цветовым сочетаниям.

Меню сайта

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ СКЛЕИВАНИЯ

ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ

СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ

РАСКРОЙ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

ШЛИФОВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

ВИДЫ ОБЛИЦОВЫВАНИЯ

ТЕХНИКА КОНТУРНОЙ РЕЗЬБЫ

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ К ОТДЕЛКЕ

ОТДЕЛКА КРАСКАМИ И ЭМАЛЯМИ

РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ

Деревянные художественные изделия

Древесина и древесные материалы

Фон в прорезной резьбе

Фрезерование прямолинейных кромок

гнутоклееные детали

измерение электропроводности древесины

Криволинейные детали

Лущеный шпон

Первый слой олифы

Пластинки с режущими кромками

Плоскорельефная кудринская резьба

приемы сушки древесины

пружинящий зажим

Работа над резьбой

ритмическое строение

Серебристая поверхность

скипидар




Copyright © 2011